Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

монологическая речь

Переводоведческий словарь

монологическая речь - характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.

Идеография

устная речь

один (только), человек

монолог - развернутое высказывание одного лица.

отповедь.

речь (выступить с речью. произнести #. держать речь).

оратор - тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи.

ораторствовать.

вития. витийствовать.

слово (заключительное #). первое слово. последнее слово.

просить слово. попросить слово.

требовать слово.

брать [взять] слово.

дать слово. предоставить слово.

доклад. докладчик. докладывать.

содоклад. содокладчик.

лекция. лектор. читать лекцию.

проповедь. проповедник.

читка.

ведущий (# радиопередачи).

см. представление (о чем)

Лингвистика

Монологи́ческая речь

(от греч. μόνος - один и λόγος - слово, речь) - форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и

опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как

интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны

значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и

содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную

композиционную построенность и относительную смысловую

завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой

(художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и пр.) и от

функционально-коммуникативной (повествование,

рассуждение, убеждение и пр.) принадлежности. Внутрижанровые

различия (авторская и прямая речь персонажей,

научный доклад и агитационное выступление), так же как устное или

письменное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М. р.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и книжной речи и пр. Любой отрывок

М. р. в той или иной мере «диалогизирован»,

т. е. содержит показатели (главным образом внешние - обращения,

риторические вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность

адресата (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных

границ между монологом и диалогом, в частности). В некоторых видах

художественного монолога, например в сказе, где законам М. р.

подчинено произведение в целом, диалогические черты служат специальным

средством имитации живой разговорной речи.

Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской

художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,

1959;

Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи.

Поэтика, М., 1963;

Холодович А. А., О типологии речи, в кн.:

Историко-филологические исследования, М., 1967;

Гельгардт Р. Р., Рассуждение о диалогах и монологах

(к общей теории высказывания), в кн.: Сборник докладов и сообщений

лингвистического общества, т. 2, в. 1, Калинин, 1971.

Т. Г. Винокур.

Методические термины

МОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение М. р. проходит в три этапа. На первом вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи-называния, хоровой и условно-коммуникативной речедеятельности. На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания при этом находится выражение содержания с помощью адекватного языкового материала. На данном этапе вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков М. р. выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания.

М. р. используется с различными коммуникативными целями: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При определении видов М. р. в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь). Рассказ является наиболее сложным видом М. р. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. Основные разновидности подготовленного монолога - лекция, выступление, сообщение - как правило, готовятся предварительно. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам М. р. Целью обучения М. р. является формирование речевых монологических умений:

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.

Полезные сервисы